→ История мирового мореплавания.

История мирового мореплавания.

Кто по праву может считаться лучшими мореплавателями? История покорения морей и океанов

Краткое содержание статьи:

 

Возможность увидеть другие страны, прикоснуться к экзотической культуре или даже открыть новые земли – всё это вело мореплавателей прошлого на поиски приключений. Во всяком случае, так говорит нам современная литература и кино, на самом деле всё могло быть немного иначе.

 

Всемирная История мореплавания

 

Судоходство в Древнем Египте

Первые документированные сведения о преодолении водных препятствий при помощи судов относятся к Древнему Египту и это немного странно:

  • В Египте практически отсутствовала подходящая древесина;
  • Большая часть страны лежала посреди пустыни;
  • На сегодняшний день не существует ни одного знаменитого египетского мореплавателя;
  • Египтяне никогда не считались выдающимися купцами или первооткрывателями, особого смысла в судостроении не было.

Можно ещё вспомнить о египетских заморских колониях или об их отсутствии. Но не суть, ведь главный аргумент против всего этого состоит из трёх букв – Нил. Вся страна вытянулась вдоль одной реки, которая орошала поля, питала скот и позволяла выживать жителям даже в самые засушливые годы. Спуск любых товаров по реке – удобнейший способ транспортировки, с минимумом затраченных усилий.

Касательно материалов – приходилось использовать древесину кустарников или даже строить корабли из тростника. Малая прочность такого «дерева» вынуждала строить корабли больших размеров, даже под самые элементарные нужды. Возможно, именно отсюда и пошла традиция и любовь к большим суднам.

Древние египтяне строят суда

 

Финикийцы – самые удачливые моряки

На протяжении долгого времени Тунис был лишь одной из многих колоний. Его история до и после этого периода тоже не может похвастаться особо яркими моментами, если не брать в расчет античность. Ведь в те времена на территории современного Туниса располагалось государство финикийцев, которые:

  1. Были самыми знаменитыми мореплавателями своего времени;
  2. Сражались с Римом за звание мирового лидера и потерпели поражение;
  3. Основывали колонии в далёких землях, за счёт возможности путешествовать по воде;
  4. Беспрепятственно бороздили просторы Средиземного моря;
  5. Осуществляли набеги на приморские регионы, с целью грабежа и захвата добычи.

К сожалению, до нас дошли, в большинстве своём, римские источники, в которых Карфаген вычеркнут из истории и предан забвению. Но даже имеющиеся факты позволяют утверждать, что:

  • Экономическая мощь финикийцев напрямую зависела от мореплавания;
  • Морские набеги считались приемлемым и достойным средством заработка;
  • Первые массовые сражения флотов произошли между Римом и Карфагеном;
  • Переброской десанта на поле боя занимались задолго до нашей эры.

Но египтяне, римляне и финикийцы относятся к древности. Хоть они и заложили основы морского дела, но в современном виде мы ассоциируем его с совершенно другими странами.

Финикийцы на корабле

 

Битва двух корон за господство на море

Двумя крупнейшими мореходными державами Европы были Англия и Испания:

  1. Первоначально «королевой морей» была всё же Испания;
  2. Конец континентальному могуществу положили непомерные траты короны и одно неудачное массовое сражение;
  3. Испанцам удалось открыть Америку в период своего могущества, тем самым продлив период гегемонии;
  4. Удалённое положение Англии на островах просто подталкивало к освоению морского дела;
  5. Средневековье закончилось и пришло время задуматься о каких-то более эффективных способах пополнения казны, помимо войны и грабежа.

Если об испанцах, как мореплавателях, сегодня помнит не каждый, то Британию до сих пор считают сильной державой, в этом плане.

Способность перенять опыт и многовековая практика борьбы со стихией и другими судами привела к тому, что мореплавание переродилось из ремесла в настоящее искусство. Знающий своё дело капитан мог обставить с десяток «желторотых юнцов».

Морская битва

 

Китайские джонки прорывают блокаду

Рассказывая о кораблях и далёких путешествиях, большинство незаслуженно обходит вниманием Китай. Да, страна долгое время пребывала под гнётом монголов и собственной политики изоляционизма, но на протяжении определённого периода даже она отправляла свои корабли к берегам Африки, Индии и Таиланда:

  • В XV веке было официально зафиксировано три экспедиции;
  • Китайские корабли, отправляющиеся в дальний путь, имели характерную особенность – огромные размеры, больше напоминающие крепость или дворец, чем корабль;
  • Мореплаватели не только вели торговлю, но и устанавливали дипломатические соглашения;
  • В качестве даров китайцы преподносили шёлк, фарфор и золото;
  • В то время в Китай были завезены верблюды, страусы, жирафы и зебры.

Кто знает, по какому пути развития пошла бы самая населённая страна мира, если бы не стремление изолировать себя от любых контактов с окружающими. Позже, когда уже европейцы обнаружили морской путь в Китай, они были весьма холодно встречены на родине шёлка и фарфора – китайцы не нуждались ни в чём, что могли бы предложить им чужеземцы. Особенности культуры и воспитания.

Китайские джонки возле моря

 

Викинги опередили Колумба?

Совсем не обязательно быть развитой и процветающей страной, для становления морских традиций, достаточно:

  1. Наличия хорошего материала для постройки судов;
  2. Перенаселения;
  3. Суровых климатических условий на своей земле;
  4. Опыта успешных сражений на суше;
  5. Горячих голов, готовых к новым свершениям и жаждущим подвигов.

У викингов всего перечисленного хватало в избытке. Зачем постоянно сражаться, когда можно бросить вызов стихии и отправиться за океан, покорять земли, до которых ни один другой моряк ещё не смог добраться? Возможно, именно это вело первую экспедицию, отправившуюся к берегам Америки ещё тысячу лет назад, за пятьсот лет до Колумба.

Основать постоянную колонию на материке не получилось, но до Гренландии любители эля точно доплыли.

В море людей не всегда звала романтика и любовь к новым открытиям, порой это были:

  • Жажда лёгкой наживы;
  • Возможность грабить проходящие суда;
  • Перспективы торговли с далёкими странами;
  • Возможность покинуть свои перенаселённые земли.

Жестокость, прагматизм и выгода – основные двигатели прогресса. Романтика, в этом плане, существенно проигрывает и уже тогда была не в цене.

У нас сохранилось не так уж много сведений об относительно недавних морских путешествиях, что уже говорить о древних мореплавателях. Возможно, исследователей будущего ждут серьёзные потрясения.

Викинги плывут на бой

 

Видео про открытия мореплавателей

В данном ролике историк Петр Колованов расскажет, какие величайшие открытия сделал знаменитый мореплаватель Джеймс Кук:

 

Стоит почитать:
Это интересно:
Добавьте комментарий (без регистрации):


Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера




Аватар
Электра  16:18, 29 июнь

Не хочу показаться безграмотной и необразованной незнайкой, но из мореплавателей я знаю только Магеллана и Христофора Колумба... Колумб вообще абсолютно точно русским был - только наш человек может поплыть в Индию, а приплыть - а Америку...!!!

Ответить