Кто по праву может считаться лучшими мореплавателями? История покорения морей и океанов
Возможность увидеть другие страны, прикоснуться к экзотической культуре или даже открыть новые земли – всё это вело мореплавателей прошлого на поиски приключений. Во всяком случае, так говорит нам современная литература и кино, на самом деле всё могло быть немного иначе.
Судоходство в Древнем Египте
Первые документированные сведения о преодолении водных препятствий при помощи судов относятся к Древнему Египту и это немного странно:
- В Египте практически отсутствовала подходящая древесина;
- Большая часть страны лежала посреди пустыни;
- На сегодняшний день не существует ни одного знаменитого египетского мореплавателя;
- Египтяне никогда не считались выдающимися купцами или первооткрывателями, особого смысла в судостроении не было.
Можно ещё вспомнить о египетских заморских колониях или об их отсутствии. Но не суть, ведь главный аргумент против всего этого состоит из трёх букв – Нил. Вся страна вытянулась вдоль одной реки, которая орошала поля, питала скот и позволяла выживать жителям даже в самые засушливые годы. Спуск любых товаров по реке – удобнейший способ транспортировки, с минимумом затраченных усилий.
Касательно материалов – приходилось использовать древесину кустарников или даже строить корабли из тростника. Малая прочность такого «дерева» вынуждала строить корабли больших размеров, даже под самые элементарные нужды. Возможно, именно отсюда и пошла традиция и любовь к большим суднам.
Финикийцы – самые удачливые моряки
На протяжении долгого времени Тунис был лишь одной из многих колоний. Его история до и после этого периода тоже не может похвастаться особо яркими моментами, если не брать в расчет античность. Ведь в те времена на территории современного Туниса располагалось государство финикийцев, которые:
- Были самыми знаменитыми мореплавателями своего времени;
- Сражались с Римом за звание мирового лидера и потерпели поражение;
- Основывали колонии в далёких землях, за счёт возможности путешествовать по воде;
- Беспрепятственно бороздили просторы Средиземного моря;
- Осуществляли набеги на приморские регионы, с целью грабежа и захвата добычи.
К сожалению, до нас дошли, в большинстве своём, римские источники, в которых Карфаген вычеркнут из истории и предан забвению. Но даже имеющиеся факты позволяют утверждать, что:
- Экономическая мощь финикийцев напрямую зависела от мореплавания;
- Морские набеги считались приемлемым и достойным средством заработка;
- Первые массовые сражения флотов произошли между Римом и Карфагеном;
- Переброской десанта на поле боя занимались задолго до нашей эры.
Битва двух корон за господство на море
Двумя крупнейшими мореходными державами Европы были Англия и Испания:
- Первоначально «королевой морей» была всё же Испания;
- Конец континентальному могуществу положили непомерные траты короны и одно неудачное массовое сражение;
- Испанцам удалось открыть Америку в период своего могущества, тем самым продлив период гегемонии;
- Удалённое положение Англии на островах просто подталкивало к освоению морского дела;
- Средневековье закончилось и пришло время задуматься о каких-то более эффективных способах пополнения казны, помимо войны и грабежа.
Если об испанцах, как мореплавателях, сегодня помнит не каждый, то Британию до сих пор считают сильной державой, в этом плане.
Способность перенять опыт и многовековая практика борьбы со стихией и другими судами привела к тому, что мореплавание переродилось из ремесла в настоящее искусство. Знающий своё дело капитан мог обставить с десяток «желторотых юнцов».
Китайские джонки прорывают блокаду
Рассказывая о кораблях и далёких путешествиях, большинство незаслуженно обходит вниманием Китай. Да, страна долгое время пребывала под гнётом монголов и собственной политики изоляционизма, но на протяжении определённого периода даже она отправляла свои корабли к берегам Африки, Индии и Таиланда:
- В XV веке было официально зафиксировано три экспедиции;
- Китайские корабли, отправляющиеся в дальний путь, имели характерную особенность – огромные размеры, больше напоминающие крепость или дворец, чем корабль;
- Мореплаватели не только вели торговлю, но и устанавливали дипломатические соглашения;
- В качестве даров китайцы преподносили шёлк, фарфор и золото;
- В то время в Китай были завезены верблюды, страусы, жирафы и зебры.
Кто знает, по какому пути развития пошла бы самая населённая страна мира, если бы не стремление изолировать себя от любых контактов с окружающими. Позже, когда уже европейцы обнаружили морской путь в Китай, они были весьма холодно встречены на родине шёлка и фарфора – китайцы не нуждались ни в чём, что могли бы предложить им чужеземцы. Особенности культуры и воспитания.
Викинги опередили Колумба?
Совсем не обязательно быть развитой и процветающей страной, для становления морских традиций, достаточно:
- Наличия хорошего материала для постройки судов;
- Перенаселения;
- Суровых климатических условий на своей земле;
- Опыта успешных сражений на суше;
- Горячих голов, готовых к новым свершениям и жаждущим подвигов.
У викингов всего перечисленного хватало в избытке. Зачем постоянно сражаться, когда можно бросить вызов стихии и отправиться за океан, покорять земли, до которых ни один другой моряк ещё не смог добраться? Возможно, именно это вело первую экспедицию, отправившуюся к берегам Америки ещё тысячу лет назад, за пятьсот лет до Колумба.
Основать постоянную колонию на материке не получилось, но до Гренландии любители эля точно доплыли.
В море людей не всегда звала романтика и любовь к новым открытиям, порой это были:
- Жажда лёгкой наживы;
- Возможность грабить проходящие суда;
- Перспективы торговли с далёкими странами;
- Возможность покинуть свои перенаселённые земли.
У нас сохранилось не так уж много сведений об относительно недавних морских путешествиях, что уже говорить о древних мореплавателях. Возможно, исследователей будущего ждут серьёзные потрясения.
Видео про открытия мореплавателей
В данном ролике историк Петр Колованов расскажет, какие величайшие открытия сделал знаменитый мореплаватель Джеймс Кук: