Ответы на любые вопросы

ГлавнаяКатегорияДеловой мир → Кто такие стейкхолдеры?
Автор: Антон Поташев

Кто такие стейкхолдеры? Про стейкхолдер-менеджмент и управление компанией

Краткое содержание статьи:

 

Совсем недавно успешность компании на рынке оценивали только по размеру товарооборота и прибыли. Но со временем ситуация изменилась. Теперь позиция предприятия зависит и от оценки его деятельности потребителями, властями, средствами массовой информации и т.д. Сотрудничество с данными группами из года в год становится все более важной координационной задачей в работе любого предприятия. В связи с этим появился новый термин – «стейкхолдер-менеджмент». Кто такие стейкхолдеры, почему именно они влияют на успешность компании?

 

Кто такие стейкхолдеры и что они делают

 

Терминология: понятие «стейкхолдер»

Простое и доступное определение термина «стейкхолдер» дал Брэдли Гугинс, являющийся директором по корпоративному гражданству Бостонского колледжа: стейкхолдер – это группа, организация или лицо, на которых оказывает влияние бизнес-структура, и сами влияющие на бизнес-структуру.

Есть и другие определения:

  • Лица, заинтересованные в работе предприятия;
  • Лица, которые имеют права, долю, условия в отношении компании, отвечающие их потребностям и ожиданиям.

Работа бизнес-структуры неразрывна с множеством людей и организаций, на которых она оказывает влияние. Именно эти люди называются стейкхолдерами (ключевые заинтересованные стороны).

Управление процессами бизнеса компании

 

Классификация стейкхолдеров

Определенной классификации стейкхолдеров не существует, так как в зависимости от предприятия они могут сильно различаться. Но обычно стейхолдеров разделяют на две категории – первичных и вторичных.

К первичным относят тех, кто входит в ближний круг, оказывая активное влияние на компанию:

  • Собственники;
  • Клиенты;
  • Сотрудники;
  • Бизнес-партнеры.

Вторичные стейкхоледеры входят в дальний и влияют на предприятие опосредованно. К ним относятся:

  • Властные структуры;
  • Инвесторы;
  • Конкурирующие и другие компании;
  • Средства массовой информации, некоммерческие организации (общественные и благотворительные), деятели, которые формируют общественное мнение и т.д.

Существует также и другая классификация стейкхолдеров:

  1. Приобретающая сторона (например, покупатель);
  2. Заказчик (например, клиент);
  3. Разработчик (отвечает за проверку требований, проектирование и последующее тестирование);
  4. Поставщик;
  5. Пользователь (извлекает пользу от использования продукции);
  6. Производитель;
  7. Сопровождающее лицо (поддерживает компанию);
  8. Ликвидатор (лицо, занимающееся ликвидацией предприятия);
  9. Аккредитующий или инспектор (отвечает за проверку компании на соответствие требованиям при запуске);
  10. Регулирующая организация (занимается проверкой системы во время эксплуатации);
  11. Остальные.

Властные структуры на совещании

 

Стейкхолдеры на стадиях жизненного цикла бизнес-структуры

У компании есть несколько стадий жизненного цикла, начиная от разработки, заканчивая ликвидацией. В любой стадии имеются определенные стейкхолдеры.

 

Рассмотрим в этой таблице, как связаны стейкхолдеры со стадиями на примере:

Стадия жизненного цикла

Примеры стейкхолдеров

Проектирование

Пользователи, разработчики и т.п.

Разработка

Люди, отвечающие за проектировку, поставку и т.п.

Начало производства или использования

Отдел контроля качества, система производства и т.д.

Сопровождение

Отдел логистики, дополнительные службы и т.п.

Эксплуатация

Заказчики

Ликвидация

Регулирующий орган, ликвидатор

 

Такое разграничение стейкхолдеров поможет определить полный набор их потребностей, требований и возможностей.

Жизненный цикл компании

 

Как ведется учет и степень вовлечения стейкхолдеров?

Существует 6 состояний проекта, которые оценивают уровень вовлечения и удовлетворенности заинтересованных сторон:

  1. Признанный (стейкхолдеры определены);
  2. Представлены (разработан план привлечения, определены представители);
  3. Вовлечены (стейкхолдеры активно участвуют в работе, выполняя возложенные обязанности);
  4. В согласии;
  5. Удовлетворение от внедрения (достижение минимума ожиданий);
  6. Удовлетворение от использования (достижение ожиданий на уровне выше минимума).

При учете необходимо использовать контрольные списки, согласно которым можно определить степень вовлеченности и удовлетворения стейкхолдеров. Например, если стейкхолдер находится в состоянии «удовлетворен использованием», предлагается следующий контрольный список:

  • Новая система используется, стейкхолдер предоставляет отчет об эксплуатации;
  • Он подтверждает, что продукт оправдывает все ожидания.

Именно с помощью данных показателей можно оценить текущее состояние проекта.

Степень вовлечения стейкхолдера

 

Общий принцип работы со стейкхолдерами

В работе со стейкхолдерами можно выделить несколько этапов. Первый этап характеризуется определением заинтересованных сторон своей компании. На втором этапе выделяем ожидания стейкхолдеров к предприятию (например, для сотрудников компании – высокая заработная плата, для заказчиков и пользователей – высокое качество продукта или услуги).

После выявления требований необходимо оценить, насколько компания им соответствует. Также на этом этапе необходимо определить, что нужно сделать, чтобы увеличить уровень удовлетворенности и вовлечения стейкхолдеров. Как только были определены требования стейкхолдеров, следует представить список их обязанностей. Например, для поставщиков можно поставить задачу «выполнение поставок в точно указанный срок», для государственных органов выдвинуть требование «вмешиваться в работу компании на минимальном уровне».

Последний этап заключается в оценке результата: насколько удовлетворены стейкхолдеры, какое у них сложилось мнение о компании и т.д.

Соблюдая данные рекомендации, компания сможет скорректировать свою работу, доведя уровень производства или предоставления услуги до высшего.

Принцип работы стейкхолдеров в команде

Неоспоримо, что ключевые и заинтересованные стороны оказывают сильное влияние на работу и успешность компании. Недаром около 72% предпринимателей по всему миру знают, кто такие стейкхолдеры, и учитывают их интересы.

Ведь стейкхолдеры создают определенную систему, которая может поддержать компанию не только на этапе расцвета, но и в трудную минуту.

 

Видео о стейкхолдерах

В этом видео Алена Апова расскажет о стейкхолдерах – держателях интереса, как они сами себя называют:

Это интересно:
Ваш комментарий (без регистрации):






Аватар
ЭлинаБейба  14:05, 26 март

Что только уже не придумают) у меня спросили кто такие стейкхолдеры, а я даже и знать не знаю) Вот решила почитать. Конечно их очень много я так понимаю по жизни.

Ответить
Аватар
Нюра1994  21:28, 18 апрель

Большое спасибо за безумно интересную информацию. Я до сегодняшнего дня даже не знала данного слова. А теперь я в курсе кто такие стейкхолдеры. Век живи век учись, как говориться. Сейчас столько всего нового, что современный человек не успевает бежать за прогрессом.


Ответить