Зачем дырка в иллюминаторе самолета? История изобретения и предназначение окна в самолетах
Если вы оказались на высоте нескольких тысяч метров, в голову могут начать приходить самые разные вопросы. Как часто происходят авиакатастрофы, что будет, если лайнер сядет на воду, зачем дырка в иллюминаторе самолета? И сложно не поддаваться панике, когда знаешь, что находишься в километрах от земли, а все, что тебя от нее защищает – это металлическая махина с парой двигателей. Поэтому поинтересоваться некоторыми аспектами полетов лучше заранее, нервы дороже.
Надежность авиаперевозок
Что бы ни говорили нам фильмы-катастрофы, вероятность погибнуть в салоне самолета гораздо ниже, чем у пассажиров и водителей автотранспорта. Как правило, за год в мире происходит не более нескольких инцидентов, в которых гибнет 2-3 сотни человек. Жертв ДТП в тысячу раз больше и это не преувеличение «для красного словца».
Страх перед перелетами абсолютно необоснован:
- За штурвалом всегда находятся квалифицированные специалисты.
- Перед вылетом их состояние проверялось, они гарантированно в здравом уме и не находятся под действием каких-либо веществ.
- Трафик в небе не такой оживленный, шансы на столкновение с другим самолетом минимальны.
- Само воздушное судно проходит осмотры перед каждым вылетом.
Конструкция иллюминатора в самолете
Но избавиться от гнетущего настроения сложно в любой ситуации. Можно попытаться отвлечь себя и начать смотреть по сторонам. Вот только заметив в своем иллюминаторе небольшое отверстие, можно не на шутку испугаться.
На самом деле все объясняется гораздо проще:
- Прошла эра однослойных стекол, которые могли выдержать лишь небольшие нагрузки.
- Сейчас практически каждый борт оборудован многослойными иллюминаторами.
- Выполнены они из пластика, а не из стекла.
- Синтезированный материал способен выдерживать гораздо более высокие нагрузки.
- Наличие нескольких слоев добавляет системе еще немного прочности.
Еще в середине прошлого века некоторые высоты были доступны только для военной авиации, гражданские самолеты предпочитали не подниматься до слишком уж больших отметок. В том числе из-за риска разгерметизации, имевшиеся на то время материалы не могли дать 100% гарантии защиты.
Но сегодня пассажиры могут не переживать за свою безопасность, а все благодаря прогрессу.
Как сделать иллюминатор еще надежнее?
Но не все так просто, между двумя пластиковыми стеклами образуется небольшая полость, заполненная воздухом. И так в каждом иллюминаторе, свой небольшой микроклимат, который тоже влияет на уровень прочности всей системы. Не помешает и вспомнить основы физики:
- Речь пойдет о давлении и его перепадах.
- Для поддержания оптимальных условий, давление между прозрачными пластинами и салоном должно быть на одном уровне.
- Если бы эти показатели отличались, внутренне стекло могло бы прямо «взорваться» тысячей осколков внутрь салона.
- На состояние самого лайнера это бы слабо повлияло, но еще меньше такой поворот понравился бы сидящим за соседними креслами пассажирам.
А теперь вспомните, как часто она запотевают, между ними скапливается влага, которая конденсируется на стекле. И ничего с этим не поделаешь, разве что открывать окна и протирать их. В самолете с этим могут возникнуть проблемы, а вот небольшая дырочка в наружном стекле поможет решить эту проблему.
Будущее воздушных перелетов
Авиация уже давно развивается по двум основным направлениям:
Безопасность пассажиров |
Скорость перемещения |
Система автопилота позволяет держать определенную высоту и скорость часами, не истощая пилотов. |
Серьезным рывком стало открытие и внедрение реактивных двигателей. |
Взлет и посадка координируются с работниками аэропорта. |
Но гражданской реактивной авиацией уже никого не удивить. |
Гораздо увеличилось количество датчиков, уведомляющих пилотов о состоянии всех систем. |
Для полетов выбирается кратчайший путь, беря в расчет метеоусловия в регионе. |
Становится все больше индивидуальных средств защиты, хоть до парашютов для каждого пассажира мы так никогда и не дойдем. |
Пассажирские лайнеры способны развивать скорость до 700-800 км\ч, преодолевая тысячи километров за считанные часы. |
Так что если вам надо добраться из точки A в точку B, лучшего варианта не найти.
Зачем нужна дырка в иллюминаторе?
Отверстие во внутреннем стекле иллюминатора является, чуть ли не вершиной инженерной мысли:
- Позволяет избежать резких перепадов давления.
- Повышает уровень прочности самого иллюминатора.
- Выводит влагу из пространства между прозрачными пластинами.
- Предотвращает образование конденсата и дает возможность пассажирам любоваться ландшафтом с высоты птичьего полета.
Это не какой-то заводской брак и уж точно не признак неполадки. Можно поинтересоваться у стюардесс природой возникновения этого отверстия. В ответ услышите примерно такой же рассказ.
Во время полета в самолете лучше откинуть все ненужные вопросы и попытаться расслабиться. Узнать о том, зачем дырка в иллюминаторе самолета можно уже находясь на твердой земле, после посадки. Так и спокойнее будет.
Видео об отверстии в иллюминаторе
В этом ролике Артур расскажет, для чего вообще служит дырка в иллюминаторе и что произойдет в самолете, если он разобьется: